среда, 22 марта 2017 г.

Механизмы совершенствования системы зарплаты работников общеобразовательных организаций обсудили на этой неделе представители учебных заведений, экспертного сообщества и властей в рамках круглого стола, который проходил в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Специалисты предлагали разные методы улучшения денежного положения преподавателей, в частности в условиях непростой экономической ситуации. По итогам дискуссий начотдела Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобразования РФ Елена Романова поведала о замыслах министерства в рамках межведомственной рабочей группы рассмотреть предложения специалистов по модернизации системы зарплаты педагогических работников.

Отметим, что сейчас зарплата работников образовательных организаций складывается из должностного оклада, ставки заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются на уровне субъекта федерации и муниципалитета (ст. 144 Трудового кодекса РФ, п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденные Российской трехсторонней рабочей группой по регулированию социально-трудовых отношений. 23 декабря 2016 г., протокол № 11).
Как поведала ведущий советник АНО ''Аналитический центр при Правительстве РФ'' Инна Каракчиева, средняя зарплата педагогического работника в 2016 году в России составляла 32 667 руб., что на 1973 руб. больше средней учительской зарплаты в прошлом году. Одновременно с этим она указала на диспропорции в зарплате преподавателей, имеющие место в ряде регионов. ''Не обращая внимания на то, что прирост имеется по всем федеральным округам, но в субъектов федерации обстановка различается, – отметила она.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ Татьяна Клячко как пример ситуации в субъектах привела показатели Республики Алтай, где зарплата преподавателей также уменьшилась. Так, в 2014 году в среднем учителя получали по 19 556 руб., а в 2015 году уже по 18 738. ''В случае если благополучные регионы еще как-то "вытягивают" зарплату, то высокодотационные уже не справляются с этим, и устанавливают заработную замыслу ниже средней по субъекту федерации. Вопрос заработной платы – в каком-то смысле вопрос экономической ситуации в самих регионов, поскольку нормативы по зарплате составляются исходя из возможностей местного бюджета''.
Напомним, что по данным, размещённой на сайте Росстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников организаций по РФ за декабрь 2016 г. составила 47 554 руб.
Татьяна Клячко также подчернула, что зарплата преподавателей сейчас искусственно возрастает за счет увеличения нагрузки на преподавателей. ''Ставка, которая действует сейчас в России – это 18 часов преподавания в неделю (аудиторная нагрузка), и еще 18 часов внеаудиторной (ненормируемой) работы: проверка тетрадей, подготовка к занятиям, разработка поурочных замыслов, общение с учениками и их родителями, методическая работа с сотрудниками-преподавателями, классное управление, заведование кабинетом. В целом же работа на ставку образовывает 36 часов в неделю, что сходится с нижней границей рабочей нагрузки преподавателей в государствах ОЭСР. Но, в случае если преподаватель в России работает на 1,5 ставки, то растет лишь его преподавательская нагрузка, а внеаудиторная нагрузка формально не изменяется. Так, преподаватель работает сверх нормы нагрузки (приказ Минобразования РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601)'', - выделила она. К тому же, как отметил специалист, громадная нагрузка на преподавателей – нужная мера при существующей нехватке педагогических кадров и необходимости сохранить на приемлемом уровне среднюю заработную плат преподавателей.
Увеличение заработной платы педагогических работников, согласно точки зрения специалистов, нужно также в целях ''омоложения'' кадров, Как отметила директора Университета развития образования НИУ ''Верховная школа экономики'' Ирины Абанкиной, достаточно важные ресурсы направляются на увеличение заработной платы, но социальное положение и статус педагогических работников в структуре занятых остались прежними. Поэтому профессия ''преподаватель'' остается непривлекательной. Об этом свидетельствуют и статистику. Так, в 2015 году юные эксперты составляли лишь 5% от общего числа сотрудников в образовательных организациях. Причем, как отметила старший сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Елена Семионова, абитуриенты, получившие самые высокие баллы, поступают в медицинские и социально-экономические вузы, а в педагогические поступают по большей части выпускники со средними результатами.
Александр Адамский научный руководитель АНО "Институт образовательной политики ''Эврика'', думает, что зарплата педагога подобающа зависеть от выполняемых им функций, поскольку одни учителя занимаются с учениками проектной деятельностью, другие – исследовательской, а это никак не учитывается.
Ставки заработной платы должны быть у всех однообразные, что соответствует правилам равной оплаты за труд равной ценности, думает помощник председателя Общероссийского Профсоюза народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова. Она думает, что внедрение системы зарплаты в зависимости от объема выполняемых преподавателем функций трудновыполнимая задача: "Для этого необходимо ''пронумеровать'' все виды работ, которые реализовывают педагогические работники. И когда мы их посчитаем, то столкнемся с тем, что ни в какие 36 часов целый функционал педагога не уложится, даже если он работает в пределах нормы. Тогда необходимо будет увеличить количество преподавателей в два раз и не меньше чем вдвое количество финансирования школ''. Согласно ее точке зрения минимальные размеры ставок заработной платы и минимальные должностные ставки также должны формироваться в зависимости от квалификационной группы должностей работников образования, которые не должны увязываться с каким-либо повышающими коэффициентами за стаж педагогической работы, образование и т. д.
Но, директор ГБОУ Москвы № 1468 Ильи Бронштейна предлагает в системе зарплаты сохранить механизм ''ученик - час''.''В то время как преподаватель ощущает привязку к количеству детей в классе, это содействует увеличению качества работы и ответственности педагога'', – полагает аналитик.
К тому же, Ирина Абанкина думает, что система зарплаты подобающа гарантировать педагогу фиксированную зарплату. ''За исполнение должностных обязанностей педагога должна быть 100% зарплата , движение кадров, его опытное развитие, стимулирование – кроме этого'', – считает она.

Комментариев нет:

Отправить комментарий